Муниципальный контроль

 

 

Вопрос: Вправе ли орган муниципального жилищного контроля осуществлять контроль за соблюдением требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (управляемом управляющей организацией), если одна из квартир в указанном доме находится в муниципальной собственности?

Ответ: По нашему мнению, наличие квартиры в многоквартирном доме в муниципальной собственности предоставляет органу муниципального жилищного контроля право осуществлять контроль за соблюдением требований к содержанию общего имущества собственников помещений в таком многоквартирном доме.
При этом орган местного самоуправления на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме, председателя совета многоквартирного дома, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива вправе осуществлять внеплановую проверку независимо от наличия в многоквартирных домах жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Обоснование: Согласно п. 8 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль.
Отношения по поводу осуществления муниципального жилищного контроля регулируются жилищным законодательством (п. 13 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ). В силу ч. 1.1 ст. 20 ЖК РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов РФ в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов РФ вправе наделять законами субъектов РФ уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право в том числе беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) соответственно органа государственного жилищного надзора, органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования в многоквартирных домах; по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность заключения с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность заключения с указанными в ч. 1 ст. 164 ЖК РФ лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность утверждения условий данных договоров.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 8 Ответов на вопросы, возникающие в судебной практике арбитражных судов, входящих в Западно-Сибирский судебный округ, подготовленные судом округа по результатам совещания, состоявшегося 29 мая 2015 года (утв. Президиумом Арбитражного суда Западно-Сибирского округа 08.07.2015), положения ст. 20 ЖК РФ об осуществлении муниципального жилищного контроля в отношении предмета проверки и полномочий должностных лиц муниципального жилищного контроля касаются только проверок соблюдения обязательных требований в отношении муниципального жилищного фонда. Если в многоквартирном доме есть хотя бы одно помещение муниципального жилищного фонда, орган муниципального жилищного контроля вправе проводить проверку как этого помещения, так и общего имущества в этом доме.
Схожий вывод содержится в Постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2014 по делу N А11-11489/2013.
Следует отметить: ч. 1.1 ст. 165 ЖК РФ установлено, что орган местного самоуправления на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме, председателя совета многоквартирного дома, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива в пятидневный срок проводит внеплановую проверку деятельности управляющей организации.
В Письме Минрегиона России от 06.09.2012 N 23554-ВК/14 указано, что полномочия, возложенные на органы местного самоуправления ч. 1.1 ст. 165 ЖК РФ, должны осуществляться органами местного самоуправления независимо от наличия в многоквартирных домах жилых помещений муниципального жилищного фонда.
На основании изложенного считаем, что орган муниципального жилищного контроля вправе осуществлять контроль за соблюдением требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (управляемом управляющей организацией), если одна из квартир в указанном доме находится в муниципальной собственности. При этом орган местного самоуправления на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме, председателя совета многоквартирного дома, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива вправе осуществлять внеплановую проверку независимо от наличия в многоквартирных домах жилых помещений муниципального жилищного фонда.

18.02.2016
М.Ю.Мордасов
Юридическая компания "Юново"

 

Вопрос: В орган муниципального жилищного контроля (далее - орган контроля) поступила коллективная жалоба жильцов многоквартирного дома на бездействие управляющей компании по отношению к обязанности осуществлять содержание и ремонт общего имущества. Вправе ли орган контроля провести внеплановую проверку управляющей компании, если жалоба не подписана, а указаны только реквизиты жильцов: Ф.И.О., адрес, телефон?

Ответ: По нашему мнению, орган контроля вправе провести внеплановую проверку управляющей компании, если жалоба не подписана, а указаны только реквизиты жильцов: Ф.И.О., адрес, телефон. Однако с учетом наличия в практике иного мнения данный вывод, возможно, придется отстаивать в суде.

Обоснование: В соответствии с ч. 3 ст. 20 Жилищного кодекса РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных ч. 4.1 и 4.2 указанной статьи.
Из ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ следует, что основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ, являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан о фактах нарушения в том числе управляющей организацией обязательств, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ (в том числе выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества).
На основании ч. 3 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
При этом положения Федерального закона N 294-ФЗ не предусматривают обязательное указание подписи в заявлении или обращении.
Необходимо учитывать, что ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусмотрено: гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
В Постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2015 N 04АП-1258/2015 по делу N А58-7114/2014 отмечается: для рассмотрения обращений граждан и проведения внеплановой проверки является необходимым, помимо фактов возникновения угрозы причинения вреда и причинения вреда жизни, здоровью, наличие в обращении (заявлении) граждан определенных обязательных реквизитов, а именно, в том числе, в обязательном порядке - фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии), а также личной подписи заявителя и даты. Рассматриваемое обращение содержит данные, от кого оно поступило, адрес места жительства заявителя, номер телефона, дату, а также фамилию, инициалы и подпись лица, направившего спорное обращение. Таким образом, обращение при наличии указания в нем всех вышеуказанных реквизитов, позволяющих установить конкретное лицо, обратившееся в государственный орган, анонимным не является.
В судебной практике сложилась позиция, в соответствии с которой в случае поступления в административный орган заявления (обращения) с указанием фамилии, имени, отчества и места проживания, контактного телефона заявителя отсутствие подписи в таком заявлении не делает его анонимным и не подлежащим рассмотрению, так как указанные реквизиты позволяют установить лицо, обратившееся с данным заявлением (Постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2010 N 18АП-3277/2010 по делу N А07-25215/2009, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2010 по делу N А19-10814/2010). Таким образом, считаем, что орган контроля вправе провести внеплановую проверку управляющей компании, если жалоба не подписана, а указаны только реквизиты жильцов: Ф.И.О., адрес, телефон. Однако с учетом наличия в практике иного мнения данный вывод, возможно, придется отстаивать в суде.

П.С.Долгополов
Юридическая компания "Юново"
05.11.2015